ПОДДЕРЖИВАЕМЫЕ ПРОЕКТЫ |
|
Заявитель:
«Ассоциация поддержки инновационных проектов»
(далее АПИП),
68600, ул. Ивана Франко д.19 кв 39, г. Измаил, Одесская
область, Украина,
тел. +038 (04841) 5-79-35,
http://www.aips-izm.narod.ru,
E-mail: aips-izm@narod.ru
Название
проекта: «СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНОЙ САМООЦЕНКИ»
(далее СОС) Проект посвящен проблеме возникновения чрезвычайных ситуаций по вине человека. |
Основная цель проекта: понизить риск ошибочных действий людей в кризисных ситуациях.
Главные задачи:
-
создать
программный продукт, позволяющий учитывать
природные особенности каждого человека для
оптимизации его обучения профессиональным
навыкам;
-
внедрить
методику объективной оценки потенциальных
способностей личности на произвольный период
времени суток в практику подготовки
специалистов;
Методы
реализации проекта:
На
базе концепции принципиальной модели
памяти человека разрабатывается
компьютерная программа для определения
биопсихологических ритмов конкретного человека.
Она автоматически строит индивидуальные графики
активности организма и отражает их численные
значения на произвольно выбранный период жизни
клиента. Данные значения сопровождаются
соответствующими рекомендациями для семи
основных типов психологической деятельности
людей. Программный продукт выставляется для
свободного распространения через мировую
коммуникационную сеть «Интернет».
Первоначальный успех проекта оценивается по
результатам счетчиков посещений веб-ресурса,
посвященного данной теме. Окончательный – по
двухлетней статистике аварий по вине офицеров
торгового флота, которые пройдут обучение и
сертификацию с использованием данной
технологии.
Стоимость проекта: - Имеющаяся сумма: - Недостающая сумма: -
Группа единомышленников, не безразличная к судьбе подрастающих поколений и региональному состоянию экологии, пытается реализовать проект, посвященный проблеме возникновения чрезвычайных ситуаций по вине человека. Она состоит из врачей, преподавателей, специалистов по компьютерной технике, связи, морскому образованию и водному транспорту. Авторами данного проекта являются:
Лихогляд
Константин Андреевич -
директор Измаильского филиала «Инспекции по
подготовке и дипломированию моряков» (далее
«ИППДМ»), президент АПИП;
Геращенко
Андрей Львович -
заместитель начальника службы по вопросам
чрезвычайных ситуаций и
техногенно-экологической безопасности ОАО
«Украинское Дунайское пароходство» (далее ОАО
«УДП»), председатель Правления АПИП;
Главная цель заявляемого проекта - преодолеть проблему объективной оценки личных возможностей человека в условиях чрезвычайной ситуации. Конечная цель - развитие у клиентов навыков прогнозирования хода ожидаемых событий и предотвращения аварийных ситуаций по вине людей. Основой для их достижения служит решение задачи массового внедрения принципиально новой системы восприятия и воспроизведения профессиональных знаний, получаемых в ходе квалификационного обучения или сертификации. Эта система позволит максимально использовать закономерности организации памяти человека и определять природные предрасположенности любого индивида.
Центральной задачей реализации проекта является формирование простой и свободно доступной системы оценки состояний биопсихологической активности человека. Ее решение будет осуществлено посредством создания и распространения компьютерной программы, которая автоматически строит графики для всех типов, видов и родов памяти конкретной личности. Данные графики сопровождаются динамическим отображением уровней активности организма в форме процентов от их потенциально возможного для индивида максимума. В зависимости от этих значений формируются общие пояснения о благоприятных и неблагоприятных периодах различной деятельности клиента. Попутно реализуется функция динамической смены рекомендаций по использованию личных особенностей индивида в зависимости от выбранных им периодов прогнозирования.
Программный продукт, полученный в ходе реализации проекта, предназначен для использования, как учителями, так и обучаемыми, как руководителями предприятий, так и персоналом, без ограничений по возрасту и профессиональной ориентации. Местными потребителями в первую очередь станут преподаватели морских тренажерных центров и регулярно сертифицируемые офицеры торгового флота, во вторую - студенты высших и средних учебных заведений города Измаил. Именно на этой клиентуре планируется экспериментальная апробация эффективности разрабатываемой системы.
5-летний опыт работы Измаильского морского тренажерного центра (далее ООО «ИМТЦ») обнаружил существенные недостатки при самоподготовке сертифицируемых моряков. Отлично сделанные компьютерные программы обучения и тестирования командного состава к великому сожалению не позволяют учитывать психологические особенности испытуемых. Половина из них, имея, богатый, многолетний опыт безаварийной работы, неоднократно проваливают простейшие теоретические тесты. Вследствие этого у одних возникает чувство недооценки своих профессиональных навыков, что приводит к опасной нерешительности в кризисных ситуациях, а у других, которые случайно угадали правильный ответ, наоборот, - чувство переоценки своих скромных интеллектуальных способностей. Результат не заставляет себя долго ждать, в чрезвычайных ситуациях действия таких специалистов приводят к непоправимым авариям и неоправданным жертвам.
В 2001 году, при непосредственном участии авторов данного проекта, была предпринята попытка, избавить тестируемых от столь психологически коварных трудностей аттестации. За 10 месяцев удалось практически реализовать интернет-проект «Дистанционное сертифицирование моряков». На данный момент уже развернут действующий русскоязычный курс «Морская перевозка опасных грузов». Через сетевой вариант компьютерных классов ООО «ИМТЦ» с 01.03.2002 по 01.10.2003 прошли 968 человек, через внешнюю сеть Интернет - 48 человек. В книге жалоб и предложений имеется 45 позитивных отзывов об удобстве новой системы. Подробности на сайте ООО «ИМТЦ».
Предлагаемый проект представляет собой новое направление в сфере обучения. Его некоторые принципы были освещены в докладе В.В. Балтина на конференции «Передовые информационные технологии», организованной компанией «Энран-телеком» в г. Ялта, в сентябре 2001 года и в статье Лихогляда К.А., которая опубликована журналом «Судоходство» в декабре 2001 года. Одобряющая рецензия на базовую концепцию использующейся модели памяти была получена А.Л. Геращенко еще в 1985 году от директора «Института мозга» ВЦНПЗ АМН СССР, академика АМН СССР Олега Сергеевича Адрианова. (город Москва). Подробности на сайте автора.
Заявляемый
проект поддерживает большинство руководителей
крупных предприятий и учебных заведений города
Измаил, но пока лишь на условиях моральной и
теоретической помощи. В приложении имеются
письма поддержки от:
1. ОАО
«Украинское Дунайское пароходство».
2. ООО
«Измаильский морской тренажерный центр».
3. Измаильского
регионального филиала «Инспекции по подготовке и
дипломированию моряков».
4. Областной
клинической больницей водников «Дунайская
бассейновая больница».
5.
ГП
«Измаильского
мосткого торгового порта».
6. Измаильского
государственного гуманитарного университета
(далее ИГГУ»)
7. Одесской
национальной морской академией (далее ОГМА»)
8. Измаильского
филиала
Международной Академии управления персоналом
(далее МАУП»)
Приведенный список заинтересованных организаций позволяет судить об актуальности существующей проблемы и необходимости ее преодоления в кратчайшие сроки.
Анализ сложившейся ситуации в сферах высшего образования и мировых стандартов по сертификации моряков позволяет сделать вывод о серьезности проблемы техногенно-экологических аварий и катастроф, происходящих по вине человека. В большинстве случаев причиной их возникновения является непредсказуемое поведение конкретных людей в кризисных ситуациях. На современном этапе развития образования прослеживается тенденция узкоспециализированного обучения персонала. Обычно это разъединяет людей по профессиональному признаку. Они часто упускают из вида то, что в любом деле задействован комплекс разных специальностей. Как следствие, возникают ситуации, когда человек, добившийся успехов в карьере своей профессиональной ориентации, начинает считать себя подготовленным для решения задач специалистов другой сферы деятельности. Данная уверенность опирается на склонность человека к обобщению своих профессиональных знаний в форме универсальных принципов. Но, такой особенностью владеет очень мало людей. Недооценка баланса своих способностей и желаний, отсутствие навыков правильного обобщения часто приводят не только к личному травматизму, но и к возникновению аварий и катастроф.
Работа ООО «ИМТЦ» с персоналом водного транспорта в течении последних пяти лет показала востребованность новых технологий объективной оценки возможного поведения людей в сложных ситуациях. Решение проблемы влияния психологических факторов на мобилизацию личных способностей при подготовке к профессиональной деятельности позволит снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций по вине человека. Основным камнем преткновения в процессе обучения бывает переоценка или недооценка индивидуальных способностей к освоению навыков безопасной работы. Как азарт детского максимализма, так и нередкая закомплексованность юности, в более позднем возрасте, часто становятся причиной трагических ошибок в профессиональной деятельности.
Проблема
объективной самооценки является главной для
производственных и непроизводственных сфер
деятельности людей, связанных с опасными
условиями труда. Ее преодоление целесообразно
начинать уже на ранних стадиях подготовки
специалистов. Процесс обучения является одним из
самых сложных этапов выращивания
профессионалов. Здесь всегда имеется факт
несоответствия количества информации и времени
ее полного освоения. По данным Новороссийского
высшего инженерного морского училища за 1985 год
лишь
10 % пройденного за 5 лет материала пригодились
выпускникам в рабочей практике освоения новых
технологий. Международные требования
переаттестации морских офицеров каждые 5 лет и
обязательная сертификация при служебном росте
ставят людей перед необходимостью постоянного
повышения своих профессиональных навыков.
Обычно на это отводится не много времени. Поэтому
испытуемые всегда сталкиваются с трудностью
усвоения больших объемов изучаемого материала в
кратчайшие сроки. Еще большие трудности они
испытывают при осмысленном выражении усвоенных
знаний.
Эти проблемы можно преодолеть, решив задачу временной привязки процессов обучения к наиболее продуктивным фазам разнотипной психологической активности человека. Для удачного выполнения предъявляемых требований целесообразно четко определить временные периоды благоприятного использования своих познавальческих способностей, т.е. поднять коэффициент полезного действия работы с изучаемым материалом. Казалось бы, все просто – садись да учи, пока все не запомнишь. Но с возрастом восприимчивость к новому, а особенно к большим объемам неизвестной информации, падает. По причине того, что люди пытаются чему-то научиться в те периоды времени, когда это требует максимальных энергетических затрат, возникает ощущение личной некомпетентности. Но бывают времена, когда все усваивается без особого напряжения и человек чувствует себя вундеркиндом, гением. Поэтому знание своих потенциальных возможностей и периодов оптимальных действий будет очень полезно.
В кризисных ситуациях большинство людей гибнет не от самой ситуации, а от незнания, что делать в данной ситуации. Категории врачей, программистов, моряков заняты таким ответственным трудом, когда ошибки, допущенные ими, оборачиваются большими людскими, материальными и экологическими потерями. Посему предпочтительное поле для экспериментальной апробации предлагаемой технологии выбрано именно в этих сферах человеческой деятельности.